Предприимчивый продавец (из серии историй)

Некто  Афанасий Борисович квартиру искал долго. Так как он был ограничен в средствах, то никак не мог успеть за ростом цен. Наконец, ему повезло. Он нашел квартиру, на которую у него хватало денег. Одно плохо – жилье было в отвратительном состоянии. Просто «свинарник», а не квартира. Кроме того, одно окно из комнаты выходило на место, где стояли контейнеры для мусора. Запаха не было, но вид из окна квартиры удручал. Афанасий Борисович думал два дня, советовался с женой и зятем, а потом все же внес за нее аванс.

Афанасий Борисович был человеком энергичным и предприимчивым. Уже полгода он наблюдал за ростом цен на квартиры и, читая о том, как многие на этом хорошо зарабатывают, просто им завидовал. Он бы тоже хотел таким образом подзаработать, но не было начального капитала. И тут он вспомнил про мать-старушку, которая жила одиноко в провинции, в пригороде областного центра.

- Слушай, мама, - говорил он ей вечером по телефону, - а давай, перебирайся поближе к нам. Ты же давно говорила, что здоровье уже не то, и прочее.

- Да я не против переезда, сынок, но только в квартире с вами мне жить будет тяжело, - в трубке что-то щелкало и скрипело.

- Чего-чего, - переспросил Афанасий Борисович. - Земли надо? Да, не надоела она тебе за сорок с лишним лет? А, ты не можешь сидеть в бетонной коробке. Хорошо, мы купим тебе домик в Подмосковье с участком. Сиди и копайся в земле.

Потом он еще долго выслушивал причитания матери про нелегкую деревенскую жизнь и жалобы на соседей, которые спят и видят, как захватить ее огород.

- Так-так, значит, соседи положили глаз на твой огород, тогда, может быть, они его вместе с домом и выкупят, но только нужно быстро. - Афанасий Борисович приободрился. - А ты их спроси. Нет, лучше дай им мой телефон.

Через пару дней соседи действительно позвонили, и Афанасий Борисович объяснил им ситуацию. Мол, он нашел хороший домик с участком вблизи столицы для мамы и сейчас им нужно срочно продать свое родовое гнездо. Поторговавшись немного, сошлись на 2 млн рублей. «Не густо, конечно, но больше все равно не выжмешь», - подумал Афанасий Борисович и стал прикидывать, где ему взять еще столько же. «Лимон» под хороший процент он занял на год у дальнего родственника, 600 тысяч дали кредит в банке, ну, и еще кое-что наскребли по мелочам. При необходимости он решил пустить в дело даже мамины «похоронные», которых, кстати, было около 200 тысяч.

- Ну, вот, мама, твоя комната, обустраивайся в ней, а я займусь делами, - сказал Афанасий Борисович, заводя пожилую женщину в очень маленькую и не совсем уютную комнату.

- Но ты же мне обещал домик на природе, - заикнулась было старушка.

- Всему свое время, - бросил нервно сын, - поживи пока у меня. Жена не против, дочь отдельно живет, а сын уехал в длительную командировку. Так что зиму здесь проживешь, а вот к лету точно все устрою для тебя, как и обещал. После этих слов старушка горько вздохнула и стала разбирать свои нехитрые пожитки. А что ей оставалось делать? Все деньги она отдала сыну и даже дала генеральную доверенность на все действия, в том числе и на получение пенсии. Так что какое-то время ей предстояло жить по условиям, которые диктовала ситуация.

 

Поиск дал результат

Квартиру Афанасий Борисович искал долго. Так как он был ограничен в средствах, то никак не мог успеть за ростом цен. Наконец, ему повезло. Он нашел квартиру, на которую у него хватало денег. Одно плохо – жилье было в отвратительном состоянии. Просто «свинарник», а не квартира. Кроме того, одно окно из комнаты выходило на место, где стояли контейнеры для мусора. Запаха не было, но вид из окна квартиры удручал. Афанасий Борисович думал два дня, советовался с женой и зятем, а потом все же внес за нее аванс.

План у него был прост: сделать в квартире хороший ремонт, а потом выгодно ее продать. При этом, чтобы денег хватило расплатиться по долгам, купить маме домик в деревне, и чтоб еще самому немного осталось. Как говорится, на жизнь. Жена все хотела съездить за границу. Загранпаспорта у них были сделаны еще два года назад, а вот лишних денег на путевки никак не оказывалось.

Как только он получил документ о собственности, сразу же принялся за ремонт. Буквально через два месяца жилье было не узнать. Титанические усилия самого Афанасия Борисовича с зятем и нанятыми рабочими увенчались успехом. При минимальных затратах квартира стала, как игрушечка. На окно, которое выходило на помойку, они повесили жалюзи. И когда те находились в приоткрытом состоянии, то все смотрелось вполне прилично. А чтобы контейнеры так сильно не бросались в глаза, он попросил рабочих притащить с ближайшей стройки фанерный щит, на котором подростки за несколько бутылок пива изобразили что-то абстрактное. Но для Афанасия Борисовича сюжет рисунка был не важен. Главное, он закрывал непривлекательность выставленного на продажу объекта. После ремонта он натащил в квартиру разной мебели и дал объявление в несколько газет.

Продавал квартиру сам, благо время и кое-какой опыт уже был. Звонков было много. Правда, среди звонивших очень часто попадались риелторы, которые все предлагали свои услуги, пытались заманить его на договор, предлагали «золотые горы», но от этого Афанасий Борисович категорически отказывался. А вот клиентам, которые приходили с риелторами, был даже очень рад. Агент всегда лучше «просекал» ситуацию и за определенное вознаграждение еще и лично от хозяина, тот мог убедить своего клиента взять именно эту квартиру. И все было бы ничего, так бы и получилось, но Афанасий Борисович хотел чуть больше, чем было возможно получить за его «хоромы». Он хотел «отбить» свой, как он всем говорил, евроремонт, а платить за него покупатели почему-то не хотели. Многим эта яркость красок и аляповатость дизайна просто не нравились, и они, прохаживаясь по квартире, прикидывали, как бы они сами расположили тот или иной вид интерьера. Афанасий Борисович при таких речах нервничал, но в цене никак не хотел уступать.

В цене пришлось уступить

Наконец, «бодание» с клиентами и их агентами ему порядком надоело, и он решил пойти другим путем - пошел на уступки. Да и выхода у него уже просто не было, рынок стал притормаживать, цены уже не росли так стремительно, и в душе Афанасия Борисовича появилось беспокойство: не пролететь бы вообще и не остаться в «минусе». И когда очередной клиент пришел во второй раз (видно было, что квартира ему понравилась), Афанасий Борисович решил снизить цену до разумных, по его мнению, пределов.

- Вы знаете, - говорил он молодой девушке, агенту какой-то совсем не известной фирмы, - я купил квартиру для мамы, хотел, чтобы она жила рядом, хотел ее порадовать, но, увы. Мама сказала, что не хочет жить в «каменном мешке» и просит ей присмотреть что-нибудь в пригороде. Но вы же понимаете, что если бы я поехал в другую квартиру, я мог забрать все эти, как говорит ваш клиент, «прибамбасы», а где я в деревне (а мама хочет жить именно в деревне, привыкла) поставлю ванную? Или это самое биде, будь оно неладно? Зять уговорил, мол, с ним стоимость квартиры увеличится. Люстру я, конечно же, заберу. А куда я дену итальянский унитаз? Ты поговори с клиентом, может он мне оплатит хотя бы то, что я приобрел. Ему же все равно придется покупать, а тут уже готовое. А работа? Это будет моими убытками. Поговори, а я тебя отблагодарю, - слезно упрашивал Афанасий Борисович девушку. И она ему помогла. Уговорила. Сошлись на цене, которая устраивала клиента с агентом, но, правда, не совсем устраивала самого Афанасия Борисовича. Только виду он не подал. Другого выхода у него просто не было.

Сделка прошла вполне успешно. Все, кроме Афанасия Борисовича, остались довольны. Но он старался не выражать своего недовольства. Наоборот, он пытался всячески угождать клиенту, не расстраивать по пустякам его агента. В скором времени деньги продавцом были вынуты из ячейки, а документы на квартиру были получены покупателем. Он захотел заселиться в купленную им квартиру побыстрее, чтобы начать делать ремонт. Точнее, вносить коррективы в уже сделанный. Об этом он сказал Афанасию Борисовичу.

- Конечно, конечно! - засуетился он. - Я вам скоро освобожу квартиру. Как только договорюсь с машиной, так сразу и позвоню. Сами понимаете, ехать далеко, знакомые водители пока не могут, не нанимать же мне за деньги. Кто мне заплатит за машину? Вы же не будете?

- Нет, конечно, с какой стати? - покупатель сделал кислую мину. – Я и так вам заплатил за материалы, которые еще не известно, пригодятся ли мне, так что будьте добры, сами поищите денег на вывоз.

- Ну-ну, - пробурчал себе под нос Афанасий Борисович. - Мы еще посмотрим, кто за все заплатит.

 

Принимайте квартиру правильно

Буквально на следующий день Афанасий Борисович позвонил покупателю и, сказав ему, что это не телефонный разговор, попросил их с агентом вечером подъехать на квартиру. Когда они приехали, он сказал, что есть вариант вывезти вещи завтра утром.

- Ну, и отлично, - нервно бросил покупатель, - тогда зачем вы нас звали? Вывезли, отдали ключи, подписали акт об освобождении квартиры, и все.

- Как раз об этом акте я и хотел поговорить. - Афанасий Борисович при этих словах внутренне как-то напрягся, но, взяв в себя в руки, тем же ровным и спокойным тоном продолжал, – только есть одна небольшая закавыка. Выехать мы должны в шесть утра. Такое условие мне поставил шофер. Днем ему некогда будет. А рано утречком он меня оттащит быстренько до деревни.

- Вы приедете потом днем, и все бумаги мы оформим, – начал нервничать покупатель.

- Да не могу я приехать сразу, так складываются обстоятельства, - как-то озабоченно пробасил Афанасий Борисович.

- То есть, как не можете? - уставился на него будущий хозяин квартиры. – Тогда оставьте сейчас ключи, а бумаги мы потом подпишем.

- И этого я сделать не могу, - глядя в окно, тихо проговорил Афанасий Борисович. – Я консультировался, мне сказали, что ключи я должен отдать только после подписания акта приема-передачи квартиры.

- Ну, дела…, - только и проговорил покупатель, глядя на риелтора. Та пожала плечами и кивком головы подтвердила, что Афанасий Борисович прав.

- И что же мне прикажите делать? – нервно заходив по комнате, начал причитать покупатель. – У меня рабочие простаивают. Я им плачу, и что? Сколько им еще простаивать? Кто мне ответит? – и он уставился на Афанасия Борисовича. Тот пожал плечами, а потом, выдержав приличную паузу, медленно проговорил:

- Давайте тогда сделаем так. Документы оформим сегодня, а завтра, когда я вывезу вещи, ключи я вам брошу в ящик.

- Я согласен, - выпалил быстро покупатель. - У вас есть бланки? - он обратился к своему агенту.

- Нет. Я же не знала, - тихо проговорила девушка и слегка покраснела.

- Ну, это не проблема. У меня есть бланки, – и Афанасий Борисович быстро достал из папки два экземпляра.

- Вообще-то, так делать не положено, мало ли что, - как-то неуверенно проговорила агент. - Кроме того, текст очень «обтекаемый», надо бы более четко все отобразить.

- То вам не так, это не то, - бросил Афанасий Борисович, сделав обиженное лицо. - Тогда ждите меня. Приеду, подпишем, какие нужно. У меня есть по договору для освобождения еще 8 дней.

- Но вы же обещали ускорить выезд, - как-то обреченно проговорил покупатель.

- Я от своих слов и не отказываюсь, - парировал Афанасий Борисович. - Я готов, но вы что-то начинаете. А, раз у меня так складываются обстоятельства, то я виноват в этом что ли?

- Слушай, давай подпишем сегодня, я уже устал от всего этого, – сказал покупатель, обращаясь к своему агенту. – Что изменится: такая бумага, не такая…

Та под напором своего клиента сдалась, и они быстро оформили все бумаги. А наутро, когда покупатель достал из почтового ящика ключ и открыл дверь квартиры, то от увиденного чуть в обморок не упал. Квартира представляла разоренное гнездо. За одну ночь из нее было вывезено все, и даже линолеум был снят. Покупатель просто потерял дар речи. Потом, когда они с агентом разыскали продавца, то на их возмущенный вопрос Афанасий Борисович ответил очень просто:

- Вы же не хотели платить за ремонт, вот я все и забрал.

- Но я же вам за материалы заплатил, - пролепетал удрученный покупатель.

- Извини, брат, но за работу ты все равно не хотел платить, - бросил бывший хозяин квартиры и быстро удалился.

Не помог вернуть деньги за разграбленную квартиру и суд. Судья только развела руками. Мол, вы же сами подписали документ, что претензий не имеете, так о чем сейчас говорить.

Комментарий

Иван Васильев, эксперт агентства недвижимости «ТВОЯ КВАРТИРА»:

- К сожалению, таких «предприимчивых Афанасьевых» на рынке жилья много. Ради денег и наживы готовы обмануть и мать родную, и клиента, который покупает его квартиру. Пообещал старушке домик с участком, отобрал «похоронные», а купил совсем ненужную ей квартиру. Покупателя квартиры обманул, если можно так сказать.

Во всей этой ситуации очень непонятна роль риэлтора. Для чего она присутствовала на осмотре квартиры, сделке, подписании акта передачи квартиры? При словах Афанасия «забрал бы все, да некуда», нужно было насторожиться, и риэлтору прописать в дополнительном соглашении все то, что остается в квартире. Этого не было сделано. Риэлтор поступила непрофессионально. Все прописывается при внесении аванса за квартиру. Прописываются и сроки освобождения квартиры продавцом. Мы для этого и приходим на просмотры с клиентом, чтобы видеть квартиру и все вопросы решать, быть гарантом для клиента. Складывается такое ощущение, что агента просто рядом не было. К передаточному акту квартиры многие относятся, как к несерьезной бумажке - простая записка, нигде не заверяется. Однако в составлении в простой письменной форме этого документа заключается серьезный подвох, при потере его придется искать бывшего хозяина.

Второе замечание относится к состоянию квартиры, которую нужно принять после сделки. Передаточный акт квартиры подписывать надо только в квартире, проверив все, что остается в ней, квитанции по оплате коммунальных услуг. После подписания акта продавец отдает ключи покупателю и войти в следующий раз в квартиру может только в качестве гостя. В договорах купли-продажи всегда вбивается ст.556 ГК РФ «Передача недвижимости». Покупатель не знал, а риэлтор, милая девочка, пошла на поводу у Афанасия, когда покупатель подписывал "странные бумаги".

Акт приема-передачи квартиры является правовым документов. До подписания акта вся ответственность лежит на продавце за жилое помещение, а после подписания и приема ключей - на покупателе.

Источник: квартирные истории
 

Остались вопросы?

Звоните по телефону: +7 499 490-47-01

Пишите на электронную почту: mail@zelgorod.ru

Смотрите наши услуги